p6

Несмотря на весь комплекс специфических и, иногда, уникальных особенностей различных индустрий, 3e consultants обладает глубокой и практической экспертизой во многих из них...

Узнать больше
p6

Перечень консалтинговых проектов для Клиентов 3e consultants: цели, краткое описание, полученные результаты и демо-версии отчетов...

Узнать больше
ban
 

Автомотив

Украинский рынок автозапчастей достаточно чувствителен к общей социально-экономической ситуации и, в частности, зависим от объемов продаж новых автомобилей 3-4-летней давности, благосостояния граждан, импорторегулирующего законодательства и курса национальной валюты. По данным аналитиков, емкость украинского рынка «automotive aftermarket» (расходы водителей на запасные части, без автопокрышек) составляет 7,7-8,5 млрд. грн., из них доля отечественных запчастей в денежном выражении – не более 20%. Традиционно, рынок состоит из следующих сегментов: оригинальные и неоригинальные запчасти, масла и автохимия, шины и дополнительное оборудование.

В 2007-2008гг. объемы реализации автозапчастей росли на 30-40% в год, в первую очередь, благодаря «автомобильному буму» 2003-2005гг. По темпам роста автопарка Украина входила в «тройку» европейских стран ежегодно с 2004 по 2008гг. включительно. В период 2009-2010гг. количество автосалонов в Украине сократилось 18-20%. В 2009 г. государство откорректировало правила временного ввоза автомобилей в страну, тем самым фактически перекрыв основной канал импорта б/у комплектующих, доля которых до кризиса составляла около 30%. Количество визитов на автосервис, в целом, снизилось, автолюбитель изменил предпочтения в сторону более дешевых запасных частей, плюс значительный рост показала контрабанда. Пытаясь привлечь потребителя в кризис, автодистрибуторы увеличили сроки гарантии на новые автомобили до 4-6 лет, что также существенно повлияло на темпы роста сегмента автозапчастей. Вслед за падением рынка новых автомобилей на 74%, украинский рынок автозапчастей в 2009 г. показал падение на 30-35% (в денежном выражении), по сравнению с 2008 г., при этом стоимость импортных запчастей в гривневом эквиваленте выросла на 50-60%, а цены на запчасти отечественных производителей увеличились на 20-30%. В 2010 г. совокупные продажи всех видов ТС составили 227,6 тыс., что почти на 10% больше аналогичного показателя 2009 г. 

На развитие рынка автозапчастей немалое влияние оказывает и развитие дистрибуторских сетей. Приближаясь к европейским методам работы, развивается такая система сбыта как «продажа на СТО». Сегодня она составляет 20-30% продаж официальных операторов. Если до кризиса наблюдалось укрепление розницы за счет открытия специализированных супермаркетов, то теперь поставщики вернулись к «малым формам». Кроме этого, широкое распространение получила торговля автозапчастями через Интернет. Не удивительно, что и сегодня этот бизнес остается достаточно привлекательным, поскольку его рентабельность (25-30%) вдвое превосходит уровень прибыли (12-15%) в сегменте продажи новых автомобилей. 2010 г. большинство дистрибуторов завершили с позитивной динамикой продаж на уровне +30-35% к результатам 2009 г. Сегмент автосервиса вырос, в среднем, на 20%, обеспеченный, в основном, притоком на СТО постгарантийных автомобилей в поисках менее дорогостоящего, чем фирменный, сервиса. Ожидается, что в 2011 г. рынок автозапчастей в абсолютных цифрах должен только увеличиваться, поскольку еще имеется резерв отложенного спроса, который не был реализован в минувшем году; определенные изменения внес и новый Налоговый Кодекс (уменьшение базы налогообложения в бизнес-модели «trade-in»), плюс дорожают сами запчасти, отражая один из трендов автомобилестроения последних лет – комплектации новых авто дорогой электроникой и комплектующими. Среднее увеличение цен в рамках всех линеек ожидается на уровне 10-15% – в т.ч. из-за подорожания сырья, энергоносителей и роста затрат на логистику.

Логистика автозапчастей – одна из самых математически сложных управленческих задач, которая характеризуется такими особенностями: 

  • общая номенклатура, исчисляемая десятками тысяч SKU 
  • мульти-форматное хранение различных по весогабаритным свойствам артикулов – от гаек до бамперов 
  • транспортная логистика в режиме «just-in-time»
  • сложность при прогнозировании спроса и расчетов необходимых остатков на складе
  • высокая скорость и точность операций на складе, которая требует применения технологий сканирования и автоматизированной системы распределения подготовленных заказов для отправки 
  • организация системы возврата товара (в т.ч. по гарантии)



Версия для печати