p6

Несмотря на весь комплекс специфических и, иногда, уникальных особенностей различных индустрий, 3e consultants обладает глубокой и практической экспертизой во многих из них...

Узнать больше
p6

Перечень консалтинговых проектов для Клиентов 3e consultants: цели, краткое описание, полученные результаты и демо-версии отчетов...

Узнать больше
ban
 

Потребительские товары

Украинский рынок товаров повседневного спроса (FMCG) почти во всех категориях характеризуется на сегодня очень высоким уровнем конкуренции, что можно считать одним из отголосков недавнего финансово-экономического кризиса. Этот рынок представлен следующими игроками: отечественные и международные производители, поставщики-импортеры, дистрибуторы, оптовые компании, торговые сети, HoReCa, рынки, «уличная торговля» и другие каналы сбыта.

Большинство ведущих в своих категориях компаний только выходят на лучшие показатели предкризисного 2007 г., но некоторые производители в период 2008-2010гг. достаточно преуспели в переходе на т.н. «взвешенную» дистрибуцию, расширении своих «полок» в канале «современная торговля», внедрении современных технологий категорийного менеджмента и мерчендайзинга.

Относительно других товарных рынков, сегмент FMCG достаточно сбалансирован, где развита как прямая, так и непрямая система дистрибуции (с текущим трендом – увеличение доли прямой дистрибуции). Рынок дистрибуции в секторе «consumers’ goods» претерпел существенные структурные изменения за последние 2-3 года, который на настоящий момент представлен финансово стабильными мульти-брендовыми компаниями, которые обладают эксклюзивными торговыми правами – или «территориально», или по категорийному принципу. С точки зрения своей «вертикали», рынок сохранил прежнюю структуру – национальные, региональные и локальные дистрибуторы.

И хотя эпизоды демпинга до сих пор имеют место в секторе товаров народного потребления, большинство крупных и средних компаний отказались от ситуативных манипуляций со своей торговой наценкой, а сосредоточили свое внимание на оптимизации затрат по всей длине цепочек поставок. В этом контексте ведущие поставщики FMCG видят такие приоритетные задачи:

  • повышение «service level» по продажам без пропорционального увеличения логистических издержек
  • сокращение затрат, связанных с обслуживанием (хранением) запасов через внедрение современных технологий управления запасами, распределительной логистики и «just-in-time»
  • повышение точности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования продаж и искусственное формирование спроса, инвестируя в основные фонды и связывая логистическую стратегию с общекорпоративной

С точки зрения операционной логистики, существуют определенные особенности обслуживания товаропотоков в сегменте FMCG:

  • количество рабочих артикулов сильно варьируется (от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч SKU)
  • (относительно) высокая оборачиваемость продукции
  • применение в учете и при обработке принципа FEFO
  • организация логистических потоков, используя различные современные технологии (такие как кросс-докинг, дистрибуция, «just-in-time»)
  • типичный минимальный объем заказа 1-го SKU равен 1-му ящику (коробу)
  • «% логистики» в структуре себестоимости товара является критическим показателем
  • необходимость настройки электронного документооборота в системе отношений «производитель – импортер – дистрибутор – ритейл»
  • для хранения, обработки и транспортировки используется, как правило, паллетная технология
  • ключевыми индикаторами эффективности являются «picking accuracy», «logistics costs per shipment» и «delivery lead-time»



Версия для печати