Украинский рынок товаров повседневного спроса (FMCG) почти во всех категориях характеризуется на сегодня очень высоким уровнем конкуренции, что можно считать одним из отголосков недавнего финансово-экономического кризиса. Этот рынок представлен следующими игроками: отечественные и международные производители, поставщики-импортеры, дистрибуторы, оптовые компании, торговые сети, HoReCa, рынки, «уличная торговля» и другие каналы сбыта.
Большинство ведущих в своих категориях компаний только выходят на лучшие показатели предкризисного 2007 г., но некоторые производители в период 2008-2010гг. достаточно преуспели в переходе на т.н. «взвешенную» дистрибуцию, расширении своих «полок» в канале «современная торговля», внедрении современных технологий категорийного менеджмента и мерчендайзинга.
Относительно других товарных рынков, сегмент FMCG достаточно сбалансирован, где развита как прямая, так и непрямая система дистрибуции (с текущим трендом – увеличение доли прямой дистрибуции). Рынок дистрибуции в секторе «consumers’ goods» претерпел существенные структурные изменения за последние 2-3 года, который на настоящий момент представлен финансово стабильными мульти-брендовыми компаниями, которые обладают эксклюзивными торговыми правами – или «территориально», или по категорийному принципу. С точки зрения своей «вертикали», рынок сохранил прежнюю структуру – национальные, региональные и локальные дистрибуторы.
И хотя эпизоды демпинга до сих пор имеют место в секторе товаров народного потребления, большинство крупных и средних компаний отказались от ситуативных манипуляций со своей торговой наценкой, а сосредоточили свое внимание на оптимизации затрат по всей длине цепочек поставок. В этом контексте ведущие поставщики FMCG видят такие приоритетные задачи:
- повышение «service level» по продажам без пропорционального увеличения логистических издержек
- сокращение затрат, связанных с обслуживанием (хранением) запасов через внедрение современных технологий управления запасами, распределительной логистики и «just-in-time»
- повышение точности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования продаж и искусственное формирование спроса, инвестируя в основные фонды и связывая логистическую стратегию с общекорпоративной
С точки зрения операционной логистики, существуют определенные особенности обслуживания товаропотоков в сегменте FMCG:
- количество рабочих артикулов сильно варьируется (от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч SKU)
- (относительно) высокая оборачиваемость продукции
- применение в учете и при обработке принципа FEFO
- организация логистических потоков, используя различные современные технологии (такие как кросс-докинг, дистрибуция, «just-in-time»)
- типичный минимальный объем заказа 1-го SKU равен 1-му ящику (коробу)
- «% логистики» в структуре себестоимости товара является критическим показателем
- необходимость настройки электронного документооборота в системе отношений «производитель – импортер – дистрибутор – ритейл»
- для хранения, обработки и транспортировки используется, как правило, паллетная технология
- ключевыми индикаторами эффективности являются «picking accuracy», «logistics costs per shipment» и «delivery lead-time»