p6

Несмотря на весь комплекс специфических и, иногда, уникальных особенностей различных индустрий, 3e consultants обладает глубокой и практической экспертизой во многих из них...

Узнать больше
p6

Перечень консалтинговых проектов для Клиентов 3e consultants: цели, краткое описание, полученные результаты и демо-версии отчетов...

Узнать больше
ban
 

Мода и одежда

В мире присутствует свыше 600 «одежных» ТМ, которые занимают разные по ценовым, стилистическим и географическим характеристикам сегменты рынка брендированной одежды и обуви. Такое количество ТМ означает, что рынки брендированной одежды в Западной Европе и Северной Америке находятся в состоянии, близком к насыщению, а ежегодные темпы их роста – очень незначительны (в среднем, до 5% в год), по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, где данный показатель составляет 15-30%. До кризиса 2009-2010гг. годовой объем украинского рынка одежды и обуви достиг показателя почти в 75 млрд. грн., при динамике роста +20-30% ежегодно. Этот сегмент экономики достаточно уникален: он один из немногих, где (и до кризиса, и по сей день) устанавливаются розничные наценки в 200-400%, который до сих пор не структурирован, где процветают контрабанда и «серый» импорт из Турции и Китая (до 80% – нелегальный ввоз, при доле рынка около 70%) и очень мало крупных дистрибуторов. Одежда и обувь – это товары первой необходимости, и покупать их будут всегда; именно поэтому некоторые аналитики уверены, что благодаря ожидаемому росту доли качественной и дорогой продукции объем рынка будет увеличиваться еще минимум 7-10 лет.

В кризис поступательное увеличение продаж несколько замедлилось (в некоторых сегментах снижение было зафиксировано на уровне -50%), и сильнее других от снижения спроса пострадали иностранные сетевые операторы, т.к. большинство потребителей в целях шопинга взяли курс на привычные рынки. Тем не менее, ни одна из крупных сетей не вышла из бизнеса в Украине, а выход из положения был найден в переориентации потребителя на продукцию более доступных ценовых сегментов, потому что именно на них сместился сам спрос. Кроме этого, справиться с кризисом помогло развитие идеи со «стоковыми магазинами» и успешное управление «сезонами», а также существенный запас прочности, который был накоплен в прошлые периоды – в виде фантастических по европейским меркам наценок (в среднем, 300%).

Сегмент верхней одежды в высокой степени динамичен в силу постоянных изменений в моде, сезонности, непостоянства покупательских предпочтений. Относительно высокий уровень ROI здесь служит некой компенсацией производителям, рентабельность которых находится на уровне 60-80%. И несмотря на то, что до сих пор товары ценовых сегментов «средний минус» и «нижний» занимают основную долю отечественного рынка, структура продаж (в Киеве и крупнейших областных центрах) из года в год смещается в сторону мелких и брендовых магазинов (суммарная доля – 35-45%), чему способствует развитие торговых центров. Одежда, реализуемая на рынках, часто не отвечают минимальным требованиям потребителя, что касается качества пошива, действительной информации на ярлыках, да и сам процесс выбора, примерки и обслуживания в корне отличается от ожиданий большинства покупателей.

Рост «одежной» сетевой розницы вносит свою лепту и в развитие индустрии легкой промышленности. На сегодняшний день в стране осталось менее 300 крупных и средних швейных предприятий (мелкие не поддаются учету), которые производят не более 10% от локального спроса и, в основном, заняты производством на экспорт. Модель по пошиву одежды, в большинстве случаев, построена на давальческом сырье, с рентабельностью 5-10% (которая считается хорошей). Несмотря на отсутствие системных правительственных мер по борьбе с импортом «second-hand» и контрабанды одежды, а также популяризации одежды с ярлыком «Made in Ukraine», общие показатели швейных фабрик выросли в 2010 г. на 5,4%, и при сохранении данного тренда одежда отечественного производства имеет все шансы увеличить свою долю на рынке, как минимум, на 5-7% и занять в ближайшем будущем его пятую часть.

Говоря об индустрии «fashion», несмотря на неразвитость этого рынка, на сегодня в Украине существуют все предпосылки к его развитию в ближайшие годы:

  • профессиональная база – доставшаяся в наследство от бывшего Советского Союза, но которая и сегодня позволяет отечественным фабрикам выполнять заказы по пошиву одежды за рубеж
  • талантливые дизайнеры – некоторые из которых (к примеру, Виктория Гресь, Алексей Залевский, Лилия Пустовит) широко известны и востребованы в Европе
  • множество показов и конкурсов – которые организовываются в Украине (Украинская неделя prêt-a-porter, Фестиваль «Kiev Podium», Ukrainian Fashion Week), в конкурентной среде дающие старт многим молодым талантам
  • свежие идеи и неиспользованный исторический потенциал – поскольку наша страна богата традициями моды и многообразна в культурном и самобытном плане

С точки зрения логистики, сегмент моды и одежды уникален:

  • высокой долей ручных операций (раскомплектация входящих грузов, стикерование, комплектация заказов)
  • необходимостью размещать зону предпродажной подготовки продукции (глажка, подшив, пр.) в непосредственной близости с зоной хранения и подбора
  • дополнительными требованиями к складу в отношении чистоты и антипылевых условий
  • потребностью в специализированном оборудовании для хранения готовых изделий повышенной стоимости
  • необходимостью учета по концепции «shared stock», если речь об операторе национального масштаба
  • высокий контроль качества отборки товара (т.к. при большом ассортименте добавляются дополнительные параметры – размер, цвет, модель)
  • работа с легким и объемным товаром , что требует специального подхода к организации хранения и транспортировки товара
  • оперативностью возвратов, замен и отправке нужного товара (современный потребитель может ожидать свой росторазмер / цвет / модель в течение максимум 48 часов)



Версия для печати