p6

Несмотря на весь комплекс специфических и, иногда, уникальных особенностей различных индустрий, 3e consultants обладает глубокой и практической экспертизой во многих из них...

Узнать больше
p6

Перечень консалтинговых проектов для Клиентов 3e consultants: цели, краткое описание, полученные результаты и демо-версии отчетов...

Узнать больше
ban
 

Логистика и транспорт

Недавнее исследование Всемирного банка показало, что по «индексу логистической эффективности» (интегрированный параметр, покрывающий прозрачность таможенных процедур, инфраструктуру, доступность и качество сервис-провайдеров) Украина занимает 102-е место среди 155 стран. Структура отечественного рынка логистических услуг имеет следующий вид:

  • транспортно-экспедиционные услуги (внутренние и международные перевозки) – 85%
  • хранение и складская обработка (на коммерческих складах) – 8%
  • услуги по таможенному оформлению, хранению и обработке на таможенных складах – 5%
  • 4P-логистика (управление цепями поставок, управление запасами) – 2%

Отдельные сегменты рынка также слабо структурированы: к примеру, на рынке транспортно-экспедиционных услуг транспортных компаний, занятых в международных перевозках, около 50-ти (лидеры – 5-6 компаний, с качественным парком от 100 автомобилей), а экспедиционных – более 500. «Игроков» на внутреннем рынке транспортных услуг даже сложно подсчитать, поскольку частный предприниматель с 1-им автомобилем – уже перевозчик; предварительно, таких компаний в Украине десятки тысяч

Несмотря на тот факт, что с начала 2009 г. спрос на качественные перевозки (в первую очередь, международные) значительно превышает предложение, международные компании по-прежнему не стремятся на украинский рынок; основная причина – неудовлетворительная дорожная инфраструктура, что предполагает слишком «короткую жизнь» для автопарка в Украине

Говоря о профессиональной складской логистике, то этот сегмент начал активно развиваться с 2005-2006гг., когда в Украине массово появились первые высококлассные помещения. На сегодняшний день среди арендаторов современных складов класса «А» 18% – логистические операторы и 33% – дистрибуторы (также, как правило, выполняющие логистическую функцию)

Особое место на рынке логистических услуг занимают «комплексные», или 3PL-операторы (10-12 компаний). Несмотря на то, что доля комплексного аутсорсинга в стране ничтожна (в сравнении: в Германии доля аутсорсинга составляет около 50% от общего объема внутренних грузопотоков, а в Сингапуре – 75%), чем сложнее операционно будет организовать логистику, чем жестче будут становиться требования грузополучателей, чем более «электронной» станет само понятие «логистика» – тем активнее будет развиваться этот формат логистических услуг. На сегодня основными клиентами 3PL-провайдеров являются международные компании, которые по всему миру исповедуют концепцию «аутсорсинга непрофильной деятельности», отечественные компании, испытавшие на себе преимущества аутсорсинга, и мелкие и средние торговые операторы, количество транзакций которых не позволяет достичь критической массы в объеме грузов (что позволяет достичь приемлемого % затрат на логистику). Основным сдерживающим фактором в развитии аутсорсинга является «ментальный»: украинский менеджмент пока еще не научился «обучать, делегировать и контролировать», зато очень любит поговорку «если хочешь что-то сделать хорошо – сделай это сам». В ряде случаев, если компания определяет операционную логистику как один из своих стратегически важных направлений, т.н. «in-house» логистика вполне оправдана, однако добиться отличного (низкого) % затрат на логистику, который бы сравнился с себестоимостью операций у 3PL-провайдеров (чей эффект в консолидации объемов) – достаточно сложно

Прогнозируя развитие логистического рынка на 2011-2012гг., можно сказать следующее:

  • кризис 2009-2010гг. значительно усилил конкуренцию и заставил операторов обеспечивать «более высокий сервис за те же деньги» 
  • на рынке ожидаются слияния и поглощения, т.к. логистический рынок по-прежнему является достаточно привлекательным для международных игроков и стратегических инвесторов
  • усилится тренд по перераспределению спроса в пользу крупных и средних провайдеров (которые способны дать клиенту более весомые гарантии своего «service level»), при том, что спрос на сервисы узкоспециализированных компаний останется по-прежнему высоким (часто – ввиду отсутствия альтернативы)
  • повысится значимость т.н. «value-added» логистики, где (кроме «ко-пакинговых» операций на складе) на первое место выйдут информационное обеспечение товароматериальных потоков и клиентский сервис
  • рост оборота на основных клиентских для логистики рынках (производство и торговля продуктов питания, бытовой электроники и т.п.), безусловно, будет определяющим фактором в развитии отрасли
  • развитие логистической инфраструктуры (дорог, TIR-стоянок, вынос складов за границы городов, пр.) в рамках подготовки к Евро 2012 будет также способствовать развитию рынка логистических услуг



Версия для печати