p6

Несмотря на весь комплекс специфических и, иногда, уникальных особенностей различных индустрий, 3e consultants обладает глубокой и практической экспертизой во многих из них...

Узнать больше
p6

Перечень консалтинговых проектов для Клиентов 3e consultants: цели, краткое описание, полученные результаты и демо-версии отчетов...

Узнать больше
ban
 

Ритейл

Оборот розничной торговли в Украине (вкл. рынки и ЧП) в 2010 г. достиг отметки в 529,9 млрд. грн. (+7,6% к 2009 г., который показал -16,6% к 2008 г.). По данным того же источника (Госкомстат Украины), 36% операторов рынка завершили финансовый 2010 г. с чистым убытком, на фоне 64% прибыльных компаний. Главным результатом развития рынка ритейла в Украине в кризисные 2009-2010гг. стало увеличение доли «modern trade». В то же время украинский розничный рынок пока не переживает стадию «мега-консолидации» торговых операторов или ужесточения конкуренции форматов.

Украинский сетевой ритейл сегодня – это около 150 операторов (среди которых явно выделяется первая «двадцатка»), более 5000 ТТ (причем весь ритейл включает 75-80 тыс. ТТ), которые работают во всех форматах и товарных категориях (продукты питания, DIY, электроника, красота и здоровье, одежда и обувь). До кризиса все ритейлеры независимо от страны происхождения делали ставку на количественный рост. Кризис внес свои коррективы, и на сегодня в приоритете ритейлеров находятся такие задачи, как оптимизация капитальных и операционных издержек, развитие собственных торговых марок, скрупулезная работа с ассортиментом. В отечественном сегменте сетевой розницы также активно развивается франчайзинг и развитие собственных торговых марок (СТМ, или «private label»). За 2009-2010гг. некоторые сети появились (Novus, Добрый купец), другие – исчезли (Большая ложка, О'КЕЙ, МД Ритейл, АБВ техника, Домотехника, МКС, Барабан).

Общий объем отечественного рынка цивилизованной розничной торговли продуктами питания в 2010 г. составил около 84 млрд. грн. (+18% к 2009 г.), где работают более 100 операторов. Топ-10 операторов занимают сегодня около 23% «цивилизованного» (для сравнения: в Венгрии доля топ-10 – 88%, в Великобритании – 86%, в Германии – 65%) и около 6% всего рынка розничной торговли. Первая «пятерка» в Украине выглядит так: Фоззи Ритейл, METRO, АТБ, Фуршет и Auchan. В целом в Украине действуют около 2700 сетевых продуктовых магазинов разных форматов (гипермаркет – 18%, cash&carry – 9%, супермаркет – 42%, «магазин у дома» – 5%, дискаунтер – 12%), что в контексте критерия «насыщенность» очень мало, по сравнению с другими странами Западной и Центральной Европы. Степень насыщенности каждого формата в нашей стране – максимум 65%, причем «дискаунтер» является, вероятно, одним из наиболее обещающих. В 2010 г. продовольственные ритейлеры открыли 245 новых ТТ, а первая «пятерка» по количеству магазинов выглядит так (источник – www.gtpartners.com.ua):

КомпанияСеть
Кол-во ТТ 
(на 31.03.2011)
 Кол-во областей покрытия 
(на 31.12.2010)
1.АТБ-маркетАТБ45715
2.Фоззи Ритейл Сильпо, Фоззи, Фора, Буми 32724
3.ФуршетФуршет, Народный11421
4. Украинский Ритейл Брусниця805
5.Пакко-холдинг Вопак, Пакко729

Маркетинговая стратегия почти всех ритейлеров строится, исходя из территории их покрытия. Так, очевидно, национальные операторы используют больше каналов коммуникации с потребителем, региональные – ограничиваются меньшим маркетинговым бюджетом. А идею «ценовой атаки» из активных на сегодня в Украине сетей применил только французский Auchan. Все без исключения торговые операторы максимально используют рекламу непосредственно в своих магазинах, корпоративные рассылки и буклеты, а также массово применяют «outdoor» рекламу. Но самой популярной за последние годы стала практика внедрения программ лояльности – на основе дисконтных карт и накопительных бонусных систем.

Несмотря ни на что, Украина, по некоторым оценкам, по-прежнему входит в топ-20 стран, инвестиционно привлекательных своим розничным сегментом (а A.T.Kearney, напротив, исключил Украину из такой же топ «двадцатки»). Особенностью украинского ритейла является дефицит подходящих помещений для открытия современных магазинов, поэтому активное развитие сети возможно только за счет поглощения существующего игрока. Если в ближайшее время и появятся новые игроки, то, скорее всего, из России. Западные компании (кроме сетевых магазинов одежды) пока осторожно относятся к украинским перспективам. Наблюдаемые тенденции ясно говорят, что 2011 г. будет ознаменован активизацией всех процессов в сфере ритейла, хотя резкого увеличения продаж ожидать не стоит – в первую очередь, из-за низких темпов роса доходов населения (реальная, с учетом инфляции, зарплата украинцев за 2010 г. выросла лишь на 10,2%).

Как известно, система организации и качество логистики оказывают сильное влияние на саму результативность ритейл-бизнеса и лояльность потребителя. Известны 2 основные модели поставок товаров в магазины – «прямые» поставки и поставки «через распределительный центр». Очевидно, каждая из систем обладает своими «плюсами» и «минусами», но международная статистика говорит сама за себя: в Европе 78% торговых операторов используют модель «через РЦ», половина из которых аутсорсит логистический сервис у 3PL-операторов. Итак, ключевые преимущества модели поставок «через РЦ» таковы:

  • ассортимент товаров в магазинах увеличивается на 10-20% – за счет поставщиков, неспособных / нежелающих обеспечить логистику своей продукции самостоятельно
  • доступность товара на полках магазина повышается на 10-15%, по сравнению с прямыми поставками в сеть
  • затрат в сети на содержание персонала в магазинах (приемщики, грузчики) снижается на 10-20%, при условии «безакцептной» приемки товаров от РЦ и доле поставок через РЦ не менее 80% от общего товарооборота
  • затраты на IT-обеспечение магазинов снижаются на 10-15%
  • затраты в канале дистрибуции снижаются на 30%
  • обеспечивается дополнительная гибкость ритейлера при обеспечении магазинов товаром



Версия для печати